О гастролях театра Сатиры на Васильевском острове
Юлия Джербинова
Главная   Биография  Сцена   Статьи   Фото   e-mail   Гостевая   Форум
Жертвуя загаром для ''Любви втроем'', или Аромат уходящего лета

[27.07.2004, 15:52]
На ''Последнюю жертву'' Островского в исполнении актеров театра Сатиры с Васильевского острова я прошла по СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНОМУ билету. Села на первый ряд и первые двадцать минут самоотверженно пыталась погрузиться в душевные метания героев. А в голове между тем предательски крутилось: не будь у меня в руках этой самой контрамарки, а главное – уверенности, что все столичное априори гораздо выше по качеству, чем свое, РОДНОЕ, пришла бы я сюда? И стала бы ВООБЩЕ сидеть весь второй акт в зале? Страшное скажу: наверное, нет.

Есть такой фокус. Представьте, что спектакль, который вы сейчас смотрите, играют не гастролеры, а свои, местные. И поставлен он здесь же. Ну, как? Расхотелось сидеть до конца? И денег стало жалко? И почему пятьсот рублей, если красная цена всему этому безобразию сто? Или даже пятьдесят? И как-то сразу поблекли декорации. И даже народный артист, которого так хвалили в газетах и снимали в кино (ну-ка, быстро забыли, что его в кино снимали!!!) прямо на глазах перестал быть народным, а потом и заслуженным. А все потому, что театр – явление сиюминутное. И выходит актер к зрителю не увешанный почетными грамотами и орденами – по сцене дефилировать, а работать. Работа у него такая – развлекать людей. То есть в первую очередь ОТВЛЕКАТЬ от всего того, что находиться за пределами Храма искусства. Тем более если он работник театра САТИРЫ.

А гастролерам везет: в Новосибирске публика интеллигентная, воспитанная. Из зала во время спектакля табунами не выходит. Свои возмущения вслух (громко) не выражает. И как же так: не может же вот это, что стоит 450(!) рублей, да еще и привезенное извне быть хуже, чем то, что в Новосибирске по сто?! Местные артисты и режиссеры (которые тоже были и смотрели) с глазу на глаз грустно кивали – да, скучно. Да, не уму не сердцу. И работают слабовато. Но в диктофон говорить отказывались наотрез. Из профессиональной солидарности.

За всю привезенную программу говорить не буду: мне посчастливилось побывать только на трех спектаклях. Честно говоря, в середине лета и это слишком много. Летом загорать надо, а не по театрам ходить. В результате все три спектакля оставили довольно противненькое послевкусие: вроде бы и заявлены как комедии, а где смеяться? На ''Любви втроем'' мы с великим трудом досидели до антракта – как-то неловко было наблюдать все, что происходило на сцене. Страсти вокруг шальных миллионов и любовного треугольника, образовавшегося по этому поводу, как-то не воодушевляли, не заражали. То ли денег герои мало выиграли, то ли любовь стоило закавычить? Да попросту скучно было смотреть. Вроде бы шутки и вроде бы даже гэги пролетали мимо бесследно. Поминутно тянуло зевать. И дело не в том, что фарс на сцене, что драматургия слабая… Относительно недавно в Новосибирске показали мхатовский ''№13'' Рея Куни. Теперь нам есть с чем сравнивать…

Классику сложно испортить. Потому что текст никуда не спрячешь – он у Островского сам по себе смешной, без режиссерских ''бантиков''. Может быть, отчасти поэтому ''Последняя жертва'' смотрелась немного лучше, чем предыдущий спектакль. Только и четверочку за него поставить жалко.

Эх, избаловали нас хорошими постановками! Это когда еще без актеров, по выставленным декорациям, по первым аккордам, по атмосфере понимаешь: сейчас БУДЕТ! Того же Островского в Новосибирске ставили, и не раз. Из сравнительно свежих воспоминаний – глобусовские ''Наш Человек'' и ''Жадов и другие''. Любой из этих спектаклей дал бы сто очков вперед столичной постановке – по изобретательности, образности. Актерским работам. И ставили их ведь те же столичности – Фокин да Фельштинский…Раз на раз не приходится?

После ''Аромата…'' – нудной, длинной истории о ''внезапности'' и ''алогичности'' любви – стало как-то совсем уж грустно. И вдруг я очень живо ощутила: лето, оно же уходит! Совсем почти уже ушло! И я выбежала за ним из зрительного зала. Не оглядываясь.

Ирина Жаркова, специально для RELAX'a


12.07.2004 «Театр Сатиры на Васильевском» (Санкт-Петербург) в Новосибирске!


С 16 по 31 июля впервые в Новосибирске пройдут гастроли «Театра Сатиры на Васильевском» из Санкт-Петербурга. В течение 16 гастрольных дней питерцы покажут новосибирскому зрителю 7 спектаклей, среди которых русская и зарубежная классика, а также образцы современной драматургии. В общей сложности состоится 18 постановок..



Санкт-Петербургский Государственный Театр Сатиры на Васильевском - один из самых молодых театральных коллективов Санкт-Петербурга. Его рождение определяют датой 1 сентября 1989 г. Театр приобрел известность как в России, так и за рубежом, стал лауреатом самых престижных театральных премий страны - «Триумф», «Золотая маска», «Золотой софит&raquo. Спектакли молодого театра - «Таня-Таня» Владимира Туманова, «Песня о Волге» Резо Габриадзе и «Закликухи» Светланы Свирко - стали международной театральной сенсацией.

В настоящее время в труппе театра - более сорока актеров. Владимир Словохотов создал театр, в котором собрал блестящую молодую труппу (актеры, в большинстве своем, универсальные: поющие, танцующие, способные совмещать несколько амплуа). В числе уже известных и любимых публикой - Евгений Дятлов, Артем Цыпин, Любовь Макеева и другие. Юный театр уже испытал горечь невосполнимых утрат: ушли из жизни Александр Хочинский, Валентина Ковель, Владимир Особик, Алексей Осьминин, Антонина Шуранова. Замены в высшем смысле слова им нет и не может быть… В труппе театра Сатиры работают народные артисты России Наталья Кутасова, Павлина Конопчук, Юрий Ицков, Татьяна Малягина, заслуженные артисты России Елена Рахленко, Сергей Лысов, Виктор Шубин, Александр Левит, Татьяна Башлакова, Надежда Живодерова, Дмитрий Евстафьев, Юлия Джербинова. Театр Сатиры - продюсерский: режиссеров-постановщиков приглашают на конкретные проекты. С театром сотрудничают известные режиссеры (Владимир Туманов, Роман Виктюк, Резо Габриадзе, Игорь Ларин, Ахмат Байрамкулов, Роман Смирнов, Олег Рыбкин) и те, кто только начинает свою профессиональную карьеру.

В театре Сатиры состоялись режиссерские дебюты Алексея Янковского, Олега Сологубова, Светланы Свирко, Адриана Ростовского. Театр показывал свои спектакли на различных театральных фестивалях: в Иерусалиме и Тель-Авиве, в Берлине и Палермо, в Авиньоне и Хельсинки, на фестивале «Валь Д`Уаз» в Париже и на Международном театральном фестивале «Контакт» в Польше, где Антонина Шуранова получила приз за лучшую роль в спектакле «Васса Железнова&raquo. В январе 2000-го с этим спектаклем театр участвовал в фестивале «Балтийский круг» (Хельсинки). Спектакли «Васса Железнова» и «Академия смеха» выдвигались на соискание Государственной премии России.

Коллектив возглавляет заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов - талантливый менеджер (знающий изнутри едва ли не все театральные профессии, включая актерскую и режиссерскую), который является основателем, бессменным художественным руководителем и директором Театра Сатиры на Васильевском. Про свой театр художественный руководитель и директор Театра Сатиры на Васильевском Владимир Словохотов говорит так: «Мы не просто молодые, мы - подростки. А потому мы не завидуем чужим успехам, не впадаем в отчаяние от неудач. Мы ещё можем позволить себе роскошь проб и ошибок, не боимся риска, ищем и экспериментируем. Это единственный театр на Васильевском острове. «На острове» не только в прямом, но и в переносном смысле. Театр расположен несколько в стороне от традиционных театральных маршрутов города. В этом есть множество плюсов. Сюда приходит только зритель, специально собравшийся на наш спектакль, в основном, интеллигенция, а интеллигент - понятие не коллективное, мало зависимое от моды. Мы пытаемся создать на нашей сцене «коллекцию» заметных спектаклей, чтобы любой зритель, от самого искушённого до самого простодушного, мог быть уверен: Театр Сатиры подумал о нём!»


Гости из Петербурга

Когда-то актер Володя Словохотов выходил на сцену Рязанского драматического. Или выбегал - в ужасе, "прозевав" свой выход. Об этом охотно вспоминал на пресс-конференции заслуженный деятель искусств России Владимир Словохотов, директор, художественный руководитель и отец-основатель - в одном лице - Санкт-Петербургского Государственного театра Сатиры на Васильевском. Гастроли этого коллектива в нашем городе, в театре драмы, завершились на прошлой неделе.

Театру всего 16 лет, а собственное здание труппа имеет и того меньше. Зато слава о Сатире идет далеко: все самые престижные российские театральные премии собрали. Репертуарный диапазон широк. Спрашиваю - почему "Сатира"? Оказывается, все просто: надо было получить здание. И Словохотов сыграл на вечной конкуренции между Москвой и Петербургом: "В столице есть Сатира, а у нас нет?!" А теперь бренд менять незачем. Театр областной, то есть финансируется из бюджета Ленинградской области, а не Санкт-Петербурга. Кстати, очень хорошо финансируется.
Каждый год пробоваться в Сатиру приходят до 250 актеров, поэтому отбор - самый строгий. Плюс студенты, которые учатся в стенах театра. Неудивительно, что труппа третий год признается критиками самой дееспособной в городе, где работают 63 театра: средний возраст актеров - менее 35 лет. Они, с гордостью говорит Словохотов, умеют все. И действительно, по окончании гастролей могу сказать вам, что актеры Сатиры - универсалы, "подкованы" во всех премудростях ремесла. Молодежь замечательная.
Многих актеров Сатиры "среднего" и "старшего" поколения молодой труппы мы знаем по телесериалам. Но снимаются они не потому, что не заняты в репертуаре. Кто мало занят, быстро выпадает из обоймы. "Это сразу видно на экране, - говорит Словохотов, - глаз пустым становится". Держится театр на хороших актерах, а режиссеров приглашают разных (впрочем, некоторые ставят по нескольку спектаклей). Плюс в том, что постановки не похожи друг на друга. Работа с разными режиссерами помогает актеру держать себя в тонусе, открывать в себе новые грани, искать необычные решения, понимать "птичий язык" каждого постановщика, - об этом говорила на пресс-конференции народная артистка России Наталья Кутасова.
Нельзя с ней не согласиться, в таком подходе есть свои плюсы. Но, увы, в некоторых гастрольных спектаклях я увидела как раз слабую режиссуру при отличном актерском ансамбле. Талант и профессионализм исполнителей заметно выше мастерства отдельных постановщиков.
Гастроли начались спектаклем "Опасные связи" по роману Шодерло де Лакло. Произведение это в принципе весьма сложно для восприятия. И тем ценнее заслуги режиссера-постановщика Сергея Черкасского. Конечно, интриги тех дней далеки от зрителей, но спектакль "дышит", во многом благодаря блестящему актерскому дуэту Евгения Дятлова (Виконт де Вальмонт) и Натальи Кутасовой (Маркиза де Мертей). В роли Шевалье Дансени - Евгений Гусев (несомненная удача молодого актера!), госпожу де Турвель играет заслуженная артистка России Юлия Джербинова.
Дятлов, выступающий на сцене не только как актер, но и исполнитель романсов, обладатель изумительного голоса, широкой публике известен по сериалам, где играет то бандита, то "опера". Оценивать по этим ролям талант актера - все равно что узнавать симфонию по наигранной одними пальцем красивой мелодии. То же можно сказать и о сериальной известности Натальи Кутасовой.
Какую интригу плетут их герои на сцене, какую "полифонию" рождают! Вальмонт Дятлова "одной крови" с графиней, они понимают друг друга с полуслова. Их энергия переплетается, актеры ловят каждую паузу, каждый взгляд, вздох друг друга...Кажется, эти люди сотканы из убийственной иронии. Души их не мертвы, но паутина интриги для них важнее любви. Замечательный спектакль.
А вот "Очарованный апрель", премьера этого сезона, меня не очаровал. На программке, где пишут определение жанра, значилось "акварель". И это оказалось правдой. Цвета были "акварельно" чистые - в чудных декорациях Алексея Киселева. Акварельно тонко создали портреты своих героинь замечательные актрисы - заслуженные артистки России Елена Рахленко (блестящая роль!), Юлия Джербинова, а также Любовь Макеева и Ольга Куликова. Увы, по части режиссуры (постановщик Владимир Койфман) всё тоже было по-акварельному... размыто: жанр, режиссерское решение и т.п. Притом, что развязка в общих чертах была ясна чуть ли не с самого начала. Думается, дело и в режиссуре, и в посредственной инсценировке романа Элизабет фон Арнем (автор Т. Лина). Наконец, утомила и длительность спектакля: более двух часов без антракта.
Чуть "затянута", на мой взгляд, и еще одна премьера сезона - музыкальный спектакль "Кентервиль" (постановщик Владимир Гурфинкель, музыка - Юрий Симакин). Несколько вокальных номеров, которые не относятся к основной сюжетной линии, можно было бы опустить без всякого вреда. (Их исполняют, в том числе и герои, которых у Оскара Уайльда вовсе не было). Но это едва ли не единственный маленький минус великолепного спектакля (почти мюзикла). "Кентервиль" - постановка, на которую я бы сходила не один раз. Спектакль сделан "по мотивам" знаменитого рассказа О. Уайльда, (автор В. Вербин), но известный сюжет сильно изменен: иные акценты, одних героев нет, другие появились...История для взрослых, жесткая, но комедийная, местами остросатирическая. Текст великолепный, актуальный.
В роли Призрака - Леонид Максимов, блестящий актер, знакомый широкому зрителю, увы, тоже по ролям бандитов. Его бессмертный Кентервиль обладает мощной энергетикой, наивен, доверчив, обуреваем страстями и... более всего жаждет покоя. Увы, американское семейство во главе с миссис Отис (Н. Кутасова) не может дать ему свободу. Миссис Отис желает поработить Кентервиля... Дуэт Н. Кутасовой и Л. Максимова - жемчужина спектакля. Во время их диалога кажется, что со сцены сейчас полетят искры!
Пожалуй, самый легкий для восприятия спектакль - "Любовь втроем" в постановке Владимира Глазкова. Под одним названием объединены два коротких водевиля начала XX века. До антракта трое актеров рассказывают французскую историю адюльтера ("Любо-дорого" М. Беркье-Маринье), после они же - русский анекдот В. Курбского "Ливмя лил дождь". В первой истории замешаны большие деньги, во второй актер-ухажер спасается от ревнивого мужа в женском платье. В искрометном водевиле играют два актерских состава: мне довелось аплодировать Юлии Костомаровой, Андрею Никитинских и заслуженному артисту России Артему Цыпину (в этом спектакле его игра мне особенно понравилась).
"Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше в постановке польского режиссера Анджея Бубеня претендует на оригинальность. Граф Альмавива с сотовым телефоном (правда, из-за него возникают смысловые нелепицы). Участники истории прячутся в стеклянных шкафах, беседы фиксируются на видеокамеру, на сцене - мониторы... Но эти приемы не спасли зрителя от скуки, по крайней мере, в первом действии. Герои вели себя как-то не по-испански вяло, Фигаро напоминал недотепу. После антракта действие развивалось динамичнее, и приемы "работали" (та же видеокамера). Но в целом, несмотря на осовременивание костюмов, техники, спектакль не очень пересекается с нашей действительностью, в противоположность "Кентервилю". Спектакль спасают прекрасные актеры, среди которых заслуженные артисты России Сергей Лысов (граф Альмавива), Елена Рахленко (графиня), Артем Цыпин (Фигаро), Виктор Шубин (Базиль).
Финальную точку гастролей поставил спектакль "Татуированная роза" (регтайм по-сицилийски) по Теннеси Уильямсу. Режиссер Роман Смирнов нашел оригинальный подход к сложному произведению, придав ему и комические краски. Перед началом работы он попросил актеров пересмотреть ранние фильмы Феллини. Спектакль идет более трех часов с двумя антрактами, но это не заставляет зрителей в нетерпении поглядывать на часы. Регтайм в постановке Смирнова - необычайное полотно из волшебных нитей, которое заряжает и зрителей, и актеров. Как лихо на четвертом часу спектакля отплясывает вместе с другими Н. Кутасова, исполнительница главной роли - портнихи Серафины!
В атмосферу спектакля погружаешься сразу, благодаря изумительной сценографии Ирины Долговой. На авансцене - колонка и желоб, наполненный водой, остальное пространство решено за счет тканей, развешанных рядами на веревках. Эти живописные "пятна"-полотна наряду со стихией воды рождают не только образ итальянского квартала и напоминают о ремесле главной героини. Они дают ощущение мимолетности бытия. К тому же по ходу действия цвет тканей постоянно меняется - они позволяют выстроить сложную цветовую партитуру спектакля. А она в талантливых руках (художник по свету - Елена Григорьевская) то же, что и музыкальная тема, дающая тончайшие психологические характеристики...
Шофер Альваро в исполнении А. Цыпина - слаб, как многие современные мужчины, "не орел", но... такова правда жизни. А Серафина перед нашими глазами проходит сквозь огонь и воду, реагируя на все "обнаженным" сердцем. За эту роль народная артистка России Наталья Кутасова выдвигалась на премию "Золотой софит". Но не поэтому, а "по велению души" в финале несколько строк хочу написать именно о ней.
Даже очень хорошие актеры повторяются в разных ролях. И поражает мастерство Натальи Кутасовой, которая в трех спектаклях гастрольного репертуара явила совершенно разные образы. Не прибегая при этом ни к гриму, ни к парику, не изменяя своей интонации. Великая сила внутреннего перевоплощения не требует внешних "приспособлений".
У ее героинь, даже самые "железных", "закрытых", есть одно общее - боль, причиненная когда-либо мужчинами. Рана эта хоть на миг, но обнажается, давая ключ к разгадке образа. Даже если в пьесе (или в фильме) действует "стерва", актриса всегда находит возможность "оправдать" ее. И зритель начинает сопереживать героиням Кутасовой, ибо душа ее жива и глаза живые. Сейчас в сериалах хватает "стерв", причем авторы оправдывают их еще в сценарии: беды, предательства. Но у многих исполнительниц таких ролей жесткость получается хорошо, а проявление нежной, страдающей души - нет: глаза выдают.
Кутасова блестяще владеет искусством танца, вокалом, от нее исходит мощная энергия. И комедия, и мюзикл, и драма, и трагедия - все ей подвластно. Но искусство актера не индивидуально. Чтобы раскрыться полностью, нужны партнеры - актеры высочайшего класса. В труппе Театра Сатиры на Васильевском много молодых талантов и уже ограненных бриллиантов. Многие достойны отдельного рассказа. Но я надеюсь, что это не последняя наша встреча с петербуржцами.

Елена Коренева

"Капустник" без капусты, но со смехом

Питерцы все делают основательно: и революции, и кино, и веселые представления. Если кому-то хочется взять интервью у двойника Никиты Михалкова, он может это сделать, отыскав Алексея Федотова - актера санкт-петербургского Государственного Театра Сатиры. Когда артист выходит из-за кулис - оторопь берет! Сходство - почти один к одному. Ну разве что Никита Сергеевич чуть поплотнее. В том же коллективе можно найти человекокопии легендарной звезды Марлен Дитрих (Инна Кошелева), Владимира Преснякова, а также президента России (актер Алексей Федотов).

...В тот предвыходной вечер руководители и актеры Театра Сатиры, гастролирующего в Минске, пригласили для знакомства творческую интеллигенцию столицы. Если бы стенографистки фиксировали это представление, то каждую минуту им приходилось бы помечать: "общий хохот в зале". Помните соблазнительницу из "Бриллиантовой руки"? Героиня Светланы Светличной в этот вечер размножилась. В музыкальном экстазе на сцене действовало нечто драконо-путанообразное, изображенное Любовью Макеевой, Юлией Джербиновой и Юлией Солохиной.

На долю Евгения Дятлова досталось не меньше рукоплесканий. Он и пародировал известных мастеров эстрады, и чудесно исполнял цыганские романсы под гитару. Если судить по реакции зала - ее можно назвать смехом навзрыд - "капустник" достиг кульминации, когда на подмостки вышел "малый состав ансамбля Александрова". В устах актеров строки известных песен превратились в попурри-ахинею. Присутствующие наградили дополнительными аплодисментами Алексея Осьминина, пребывавшего в образе солдатика-доходяги.

Гости вживили в это остроумное зрелище и местный колорит. Предметом шуток стали минская жара-спякота и минералка "Минская-4", водка "Кристалл" и площадки, на которых лицедействуют гастролеры. Особенно им понравилось слово "сябры", которое дружески варьировалось неоднократно. Словом, петербуржцы продолжили, вернее, возродили замечательную традицию "капустников", которые когда-то привозили в Минск ленинградцы. И вся эта с блеском исполненная катавасия готовилась, надо полагать, в свободное от спектаклей и репетиций время. А добавьте необходимость облачаться в шерсть и синтетику при плюс 29 градусах. На это способны только стоики! Недаром в одном давнем ленинградском капустнике говорилось: "Творят "капустник" настоящие мужчины, трусы играют в хоккей!"

На представлении замечены были Борис Луценко, завсегдатаи-театралы и киношная братия. Служители десятой музы отвесили словесные поклоны служителям питерской Мельпомены в их духе, преподнеся березовые веники вкупе с березовым соком.

Алла Бобкова. Вечерний Минск

Юлия Джербинова
Hosted by uCoz